Вера, Надежда, Любовь

Наши темы
Главная » Файлы » Неугасимая лампада » Жития святых

9 марта (24 февраля ст.ст)
[ ] 07.03.2009, 17:55
Первое и второе обретение честной главы св. Иоанна Предтечи

(память 24 февраля по старому стилю)

 

Св. Иоанн Креститель был умерщвлен, как известно Иродом, по желанию его жены Иродиады и дочери Соломии. Когда Иродиада получила на блюде голову св. Иоанна, то, по преданию, она пронзила язык святого, обличавший ее так часто, иглою и саму главу не позволяла предать погребению вместе с телом: она боялась, что если погребут тело св. Иоанна Крестителя вместе с главою, то сей  праведник восстанет из мертвых в начнет снова обличать ее. Ученики Иоанна тайно взяли тело его и ночью погребли его в Севастии, самарийском городе. Главу же Иоанна Крестителя Иродиада скрыла в отдельном месте своего дворца, которое никому не было известно. Знала о нем только жена Хузы, Иродова приставника, по имени Иоанна, о которой упоминает св. евангелист Лука (VIII. 3). Скорбя о поругании над главою Иоанна Крестителя, она решила взять ее из потаенного места и с честью предать погребению. Так она и поступила, причем  местом погребения честной главы она избрала одно из поместий Ирода на горе Елеонской.

Спустя уже много времени после этого некий богатый человек, по имени Иннокентий, обратившись ко Христу, прибыл в Иерусалим и купил тот участок земли на горе Елеонской, где была скрыта благочестивою Иоанною глава Иоанна Крестителя. На этом участке он построил себе келью и стал вести подвижническую жизнь. И вот ему пришла мысль построить небольшую каменную церковь. Для храмового фундамента нужно было выкопать ров. И вот, копая ров, Иннокентий обрел в земле глиняный сосуд и в нем главу св. Иоанна Предтечи, которую он узнал по различным благодатным знамениям, бывшим от нее, по особому откровению свыше. Благоговейно хранил он ее, как величайшую святыню, до самой своей кончины. Это обретение было первым.

Перед смертью Иннокентий с тревогою заметил, что неверие и безбожие распространяются по всей стране той, и боялся, что по его кончине св. глава могла подвергнуться поруганию от неверующих в Иисуса Христа. Посему он скрыл ее в землю в том месте, где обрел. Церковь, построенная им, впоследствии пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землею. Благодаря этому никто долгое время не знал, где находится глава Иоанна Крестителя.

Но вот наступило торжество христианской веры. На престоле был св. равноапостольный Константин Великий, мать которого св. Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. С этого именно времени среди христиан всего мира возникло обыкновение ходить в Палестину для поклонения святым местам.

С этою же высокою целью около этого времени прибыли в Иерусалим, между прочим, и некии два инока. И вот одному из них было сонное видение: явился сам Иоанн Креститель, открыл то место, где была скрыта его честная глава, и повелел взять ее оттуда. Так как на другую ночь это видение повторилось, и притом уже обоим инокам, то для них стало ясно, что это не простой сон. Они отправились на место, которое им было указано в сонном видении, начали копать там землю и обрели честную главу Крестителя. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. На обратном пути им встретился один бедный скудельник, житель сирийского города Емессы, шедший в другую страну. Они пошли все вместе. Иноки вскоре поручили скудельнику нести мешок с главою Иоанна Крестителя. Скудельник, не зная содержимого мешка, спокойно нес свою ношу. Вдруг явился ему Иоанн Креститель и велел удалиться от спутников. Сие повеление объясняется тем, что Креститель видел нерадение иноков, которые сначала совсем не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, а поручили это человеку, им совершенно неизвестному. По повелению Крестителя, скудельник пришел с главою его в свой дом; Господь ради главы Крестителя благословил дом этого человека всяким довольством. Скудельник памятовал, что все это достается ему за его благоговейное отношение к честной главе Предтечи, и посему постоянно чтил и с благоговением хранил сию главу: ежедневно кадил перед нею фимиамом, возжигал светильники, молился и старался проводить свою жизнь честно, по заповедям Божиим. Умирая, он открыл свою высокую тайну своей сестре, рассказав ей и о том, как он ради честной сей главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. При этом скудельник просил благоговейно хранить честную главу Предтечи и передать ее потом достойнейшему из христиан.

Так святая глава Крестителя, переходя от одного человека к другому, хранилась долгое время среди благочестивых христиан. Наконец, она была передана некоему Евстафию, жившему недалеко от Емессы. Он был заражен Ариевою ересью и не имел страха Божия. Господу благоугодно было взять у недостойного святыню и его же рукою скрыть ее надолго от взоров православных. Преследуемые за свою ересь, Ефстафий оставил свой дом и скрылся, главу же Предтечи положил в одной пещере, чтобы потом, по возвращении домой, взять ее оттуда. Но он не мог вернуться домой и умер в изгнании, не успев никому поведать о местонахождении главы Крестителя. Впоследствии на месте пещеры, где была скрыта сия честная глава, поселились благочестивые иноки и устроила обитель. И вот однажды настоятелю этой обители Маркеллу явился во сне Иоанн Предтеча и известил его о месте пребывания своей главы. Маркелл отправился на указанное ему место и действительно обрел там главу св. Иоанна Предтечи (в 452 году).

Об этом обретении повествует сам Маркелл. Тогда же честная глава была перенесена из Емессы в Халкидон, а оттуда в Константинополь.

 

Преподобный Еразм Печерский

(память 24 февраля по старому стилю)

 

Жизнь преподобного Еразма Печерского описал блаженный Симеон, епископ Владимирский. По его рассказу, преподобный Еразм особенно прославился тем, что благоукрашал храмы Божии. За сие он и сподобился царствия небесного. Имея большое богатство, он рассудил, что иноку не подобает владеть земными благами. Поэтому, возлюбив церковное благолепие, он все, что имел употребил на украшение великой печерской церкви во имя Божией Матери. На его пожертвования многие иконы были украшены серебром и золотом. Взирая на них и молясь пред ними, преподобный Еразм украшал свою душу, этот храм Св. Духа, высокими христианскими добродетелями, приличными иноку. 

Впрочем, у него вскоре изменилось такое благочестивое настроение. Когда он истратил все свое имение на украшение храмов Божиих, то стал сам бедствовать. На него стали мало обращать внимания люди, ценящие в ближнем только внешность и материальную обеспеченность. Лукавый бес стал тогда внушать преподобному Еразму, что едва ли он хорошо сделал, истратив все на церковное благолепие, ибо неизвестно, зачтено ли это Богом ему в заслугу; лучше было бы отдать все богатства свои нищим. Не поняв, от кого идут эти мысли, преподобный Еразм впал в уныние и отчаяние, стал, к удивлению всей братии, жить нерадиво и перестал заботиться о спасении своей души. Господь, помня о прежних добродетелях подвижника, скоро вразумил и спас его. Еразм впал в тяжкую болезнь и думал уже, что Господь зовет его к Себе. Семь дней лежал он ничего не говоря, с сомкнутыми очами. На восьмой день к нему собрались все иноки и, увидев его, ужаснулись.

— Горе, горе душе сего брата, — говорили они, — он жил во грехах и лености, ныне же душа его зрит некое видение и мятется, не будучи в состоянии выйти из тела.

Вдруг преподобный Еразм встал совершенно здоровый, как будто никогда не болел, сел и сказал инокам:

— Отцы и братие! Истинно слово ваше. Я грешен и не покаялся. Но вот ныне мне явились преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились за тебя Господу, и Господь даровал тебе время для покаяния. После сего я узрел Пречистую Госпожу Богородицу, как ее изображают на иконах; на ея честных руках был Предвечный Младенец, с нею было множество святых. И она сказала мне: «Еразм! Как ты украсил мою церковь и обогатил ее иконами, так и я тебя украшу и возвеличу в царствии Сына моего. Нищие везде с вами, церковь же моя не везде у вас. Вставь, покайся, восприими великий ангельский чин, в на третий день я тебя возьму, после твоего покаяния, к себе за то, что ты так возлюбил благолепие дома моего».

Сказав это, преподобный Еразм начал исповедывать перед всей братией свои грехи, ничего не стыдясь и не утаивая. Затем он был пострижен в схиму и на третий день с радостью предал дух свой Богу. После этого всем стало ясно, что Господь благоприятно приемлет жертвы и ущедряет высшею небесною наградою ревнителей благолепия храмов Божиих. Преподобный Еразм скончался в ХП в. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония.

Категория: Жития святых | Добавил: udasha88
Просмотров: 671 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории каталога

Жития святых [22]
жития святых женщин в православии по изложению Дмитрия Ростовского

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

200

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz